annamoskvina (annamoskvina) wrote,
annamoskvina
annamoskvina

Category:

Михаил Нестеров «В поисках своей России», выставка к 150-летию со дня рождения художника, ГТГ

«Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды,

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю,

И эту бедную суму,

И степь от краю и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

О, если б мог всю жизнь смешать я,

Всю душу вместе с вами слить,

О, если б мог в мои объятья

Я вас, враги, друзья и братья,

И всю природу заключить!»

(А.К. Толстой)

Неописуемое впечатление! Эффект подобный разговору с умнейшим человеком о поиске духовности, нравственности, особом пути России. Часто ли мы задумываемся об этом? Михаил Нестеров в своих работах пытался выразить духовные искания, стремление души к развитию, самовыражению через взаимодействие с русской несравненной природой, отражающей мысли и чувства, определяющей бытие. Это такой же поиск истины, как и у Н. Ге, только истина Ге универсальна, это общий для всех, единственно верный путь. Истина Нестерова национальна - духовное назначение, смысл России и русского человека. Различны и средства воздействия художников: у Ге – страдание, столкновение непримиримых взглядов; у Нестерова - гармония природы и человека, их мистический непостижимый характер.

Наиболее сильное впечатление произвел на меня портретный цикл – яркость, выразительность черт характера людей, составлявших основу русской культуры: академика Павлова, хирурга Юдина, художников Кругликовой, Васнецова. Особенно выделяется в ряду портретов «Амазонка» - изображение дочери художника Ольги. В своих воспоминаниях она признавалась, что многие, знавшие ее, не находили сходства, в ответ отец объяснял, что создавал идеальный образ. Думаю, что это в некоторой степени символ женщины того времени, Незнакомка Блока.

Крайне болезненно я восприняла косвенное упоминание в творчестве художника о целенаправленном уничтожении и высылке из России мыслителей и ученых. Образовавшаяся в русской культуре и науке брешь, на мой взгляд, не заполнена до сих пор. Особенно остро я почувствовала это у портретов философов Павла Флоренского, Сергея Булгакова, Ивана Ильина. Они обеспокоены и напряжены, и природа, конец осени, подчеркивает их настроение и раздумья о судьбе России. Сергей Булгаков и Иван Ильин вскоре будут высланы из страны на «философском» пароходе, а Павел Флоренский будет расстрелян в 1937 году в лагере. С кем и с чем остались мы? Можно ли принять это, или объяснить? Как могло случиться, что народ уподобился зверью и растерзал умнейших, лучших людей своего времени? Неужели зависть, злоба и нетерпимость по отношению к личности настолько непреодолимы в посредственности? На мой взгляд, это страшнейшее преступление, ответственность за которое лежит на всей нации, не только на идеологах и последователях советской власти. Все виноваты в том, что допустили такую беду, позволив уничтожить не столько уклад русской жизни и политический строй, бог бы с ними, но душу, саму мысль, идею России. И стоит ли удивляться тому культурному вакууму, в котором мы сейчас живем, тем насмешкам и недоверию, которым повергаются патриотические чувства? Поправить это, на мой взгляд, можно лишь задумавшись, для чего мы живем и к чему стремимся. Выставка – прекрасная возможность сделать это.

Tags: живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment