annamoskvina (annamoskvina) wrote,
annamoskvina
annamoskvina

«Just call me God: A dictator's final speech», Джон Малкович, ММДМ, 02.04.2017

Самая яркая и большая радость – приезд в Москву Джона Малковича – событие, по моим представлениям, абсолютно невероятное, не имевшее шансов случиться, но сбывшееся неожиданно, как и положено чуду. В Московском доме музыки в рамках европейского турне артиста был показан спектакль «Just call me God: A dictator's final speech» - очередной художественный проект Джона Малковича (исполнителя роли диктатора Сатура Диман Ча) и Майкла Штурмингера (режиссера). В спектакле также принимают участие Мартин Хаселбок (органист) и Софи фон Кессель (журналистка Кэролайн Томас).

Постановка простая, но прекрасно позволяющая сделать спектакль мобильным, без особого труда «вписать» его в естественные декорации концертного зала с органом (местом действия по сюжету). Главная цель – донести до зрителя основную мысль фабулы – была достигнута без вычурных спецэффектов и перегруженности дополнительными режиссерскими изысками; вместе с тем, орган наполнял действие особым звучанием. При этом, конечно, многое держалось на центральном персонаже, остальные герои лишь сопутствовали ему.

Малкович превосходен! Первое появление на сцене: вместо ожидаемого пафосного диктатора - странное «существо» в полосатом халате, голубых кроксах, повязанное платком и держащее в руках розовый автомат со стразами. Я ожидала чего угодно, но наиболее вероятным мне представлялось более торжественное появление артиста на сцене, а вышла «бабка». Зрители от неожиданности даже не узнали в «ней» сначала знаменитого артиста, и только через мгновение по залу раздался восторженный смех, а потом, после разоблачения, артист предстал перед публикой во всей красе. Актерские интонации разительно менялись на протяжении спектакля вместе с образом: в первой сцене – монотонно-издевательские, далее, при облачении в диктатора - экспрессивно-резкие, крикливые, патетические; ближе к финалу – жалостливые, заискивающие. Трансформация образа происходила мгновенно: от саркастичной «бабки», фонтанирующей черным юмором - к высокомерному политическому лидеру - и до жалкой жертвы.

Самое крутое в спектакле, помимо игры Малковича, - это фабула. Совершенно невероятно, что именно такой взгляд на политические события сегодняшнего дня принадлежит именно американцу, не побоявшемуся выразить свою позицию на всю Европу. Сюжет не просто актуален и злободневен – это художественный анализ новостей сегодняшнего дня. Я обычно не очень приветствую в театре направленность в сторону политики, но этот спектакль – серьезное исключение из правила. Во-первых, как ни парадоксально, он абсолютно аполитичен, во-вторых, творческое преобразование позволяет «вытащить» на свет многие серьезные глубинные причины происходящих событий. И именно этот глубокий взгляд делает произведение интересным. Совсем недавно в интервью у Малковича спросили, принимал ли он участие в голосовании за президента США и почему не участвовал в публичной агитации за конкретного политического лидера. Артист ответил (как тогда показалось – уклончиво), что все, что он хотел бы сказать о политике, он говорит в своем творчестве. И вот вышел такой спектакль – исчерпывающий ответ, на мой взгляд.

Властная система показана в спектакле как некая конструкция, стоящая на лжи, лицемерии и притворстве. Носители власти – это лицедеи, марионетки, играющие роль «по наитию», исходя из своих инстинктов самосохранения. А вот сама политическая система – это сцена, на которую один за другим выходят очередные «любимцы публики», которые, чем лучше льстят толпе – тем больше имеют шансов остаться в истории. Власть основана на мифах, передаваемых в разных вариациях из уст в уста, причем, чем миф художественнее, тем больший вес имеет в глазах общества та или иная властная фигура. Все это показано в спектакле очень выразительно, и так и осталось непонятным, настоящий ли диктатор выступил с «последней речью», или это был дублер, призванный изображать свергаемого лидера. Перескажу небольшой, но яркий эпизод: Сатур Диман Ча угрожал журналистке, говоря, что он может убить ее прямо сейчас перед объективом камеры и выложить эту запись в интернет с большой вероятностью, что видео будет иметь колоссальный успех и наберет сотню «лайков» еще до того, как ее труп успеет остыть. На что Кэролайн отвечает, что это противоречит демократическим принципам «цивилизованной страны»; с ним самим, диктатором, представители демократических стран так никогда не поступят. И вот в конце, после обещания помилования, диктатор без суда и следствия убит «цивилизованной» журналисткой перед объективом камеры, и видеоизображение его тела, видимо, следуя «демократическим» представлениям, демонстрируется миру. Это ли не лицемерие?

Казалось бы, сюжет должен был быть жестким и тяжелым, ведь разговор о власти не бывает легким, а Малковичу зачастую близки образы людей неоднозначных, мрачных; но, как ни парадоксально, спектакль по настроению своему мне показался очень лиричным; и темы человеческого одиночества, жажды тепла и понимания в нем очень сильно звучали. Впрочем, допускаю, что это мое воображение так окрасило постановку.

http://www.justcallmegod.com/
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments