"Лестница Якова" Л. Улицкая, аудиокнига

Дослушиваю аудиокнигу Улицкой «Лестница Якова», начала слушать год назад в это же время, возвращалась к ней после больших перерывов, и вот, наконец, она приближается к окончанию настолько, что можно дать оценку. Роман понравился, Улицкая вне всяких сомнений очень талантливый повествователь и бытописатель; размеренная описательная манера ее книг успокаивает. Я не разделяю ее общественных взглядов, но не могу не признать, что ее книги интересны. Произведение оригинально структурировано: одновременно повествуется о жизни четырех поколений семьи Осецких, соответственно, сюжет единовременно разворачивается в нескольких эпохах, с начала XX века и до нынешних дней, что дает возможность проследить, как схожие черты характеров членов одной семьи в разных поколениях трансформируются, преломляются в зависимости от меняющихся жизненных обстоятельств. Вместе с тем, эти генетические черты в главном остаются неизменными и проявляются в потомках. Действие закольцовано: переписка Якова Осецкого и Маруси Кернс, начавшаяся в 1911 году, перемежается рассказом о жизнях их сына Генриха, внучки Норы, правнука Юрика и завершается рождением в 2011 году, в столетие начала переписки, праправнука Яши, соединившего в себе черты внешности и характера всех героев. В книге есть несколько изумительных глав, посвященных экзистенциальным религиозным рассуждениям Гриши Либера и совершенно потрясающее описание театральных постановок, создаваемых в тандеме режиссером Тенгизом и художницей Норой. Вместе с тем, на протяжении всего произведения меня не оставляло ощущение неприятия всех членов семьи Осецких. Думалось, что в их обществе я была бы лишней, многие их поступки и взгляды казались мне резкими, противоречивыми и высокомерными. Их претензия на право (вследствие одаренности талантами) пренебрежительно относиться к окружающим - людям простоватым - вплоть до прямого игнорирования и презрения, распространявшихся даже на самых близких героям людей, показалась мне чуждой и раздражала. Поразительно, но из всего многообразия персонажей, несомненно, ярких, я бы выделила нескольких третьестепенных: домработницу Таисию, Андрея Ивановича и Асю Смолкину – простых, искренних людей, несовершенных, но выделявшихся добрым, сострадательным и самозабвенным отношением к своим близким.
Самое главное в книге – убежденность в непрерывности жизни, ее продолжении в потомках, постоянном обновлении через возрождение. Чтобы осознать убедительность этой мысли, книгу обязательно нужно прочесть!
Аудиокнига потрясающе исполнена Мариной Ливановой, рекомендую!
https://www.livelib.ru/book/1001411543-lestnitsa-yakova-lyudmila-ulitskaya
http://www.ozon.ru/context/detail/id/35020060/?gclid=CMWAy5SOztECFRPcGQodrhYJWQ

«Rock’n’roll», РАМТ, 25.11.2016

Признаюсь, после спектакля задача рассказать о впечатлениях показалась абсолютно непомерной. Невозможно за один просмотр осмыслить то неимоверное количество смыслов, вопросов и переживаний, которые драматург (Том Стоппард) заложил в свою пьесу. Здесь переплетены философия, политика, споры о свободе человека в условиях общественно-политической несвободы, дилемма тех, кто активно противостоит системе, и тех, кто стремится жить, не оглядываясь на общественную ситуацию, и еще очень много других мотивов. Но во время просмотра спектакля все эти рассуждения показались проходящими, теряющими свою остроту и важность с течением времени, скорее, фоном, чем истинной идеей пьесы. Я почувствовала, что смысл не столько в раскрытии недостатков политических систем, противостоянии коммунизма, социализма и капитализма, значении Пражской весны и Бархатной революции, сколько в простом стремлении человека быть счастливым согласно своему внутреннему ощущению свободы, желании не стать заложником каких-либо систем, а просто жить в полную силу. И «rock» для героев – это внутренняя «опора», позволяющая не утратить чувство подлинной свободы жизни. Rock’n’roll в спектакле – не музыкальный стиль, и не набор треков на пластинке, скорее, это ощущение собственной индивидуальности и содержательности. «Это всего лишь рок» - говорит Ян, перебирая разбитые пластинки, и начинает танцевать - музыка не в пластинках, она звучит внутри него, это его внутреннее ощущение бытия.

Спектакль замечательный, Илья Исаев (Макс), Петр Красилов (Ян) и Рамиля Искандер (Элеонора, Эсме) – изумительные, нежно мной любимы!

Огромное спасибо театру за удовольствие!

"Rock'n'roll" 25 ноября: блогпоход

Оригинал взят у pro_ramt в "Rock'n'roll" 25 ноября: блогпоход
Друзья!

15 пар билетов на первый в сезоне спектакль "Rock'n'roll" по пьесе Тома Стоппарда в постановке Адольфа Шапиро, который состоится 25 ноября в 19.00, мы готовы отдать вам в формате блогерского похода.



Чтобы получить два пригласительных на спектакль, от вас требуется:
- разместить у себя в блоге (не пустом) анонс спектакля (с активной ссылкой на этот пост),
- в комментарии к этому посту написать, что вы хотите пойти на спектакль (укажите, в каком количестве - 1 или 2),
- написать свои впечатления о просмотре в блоге.

Михаил Нестеров «В поисках своей России», выставка к 150-летию со дня рождения художника, ГТГ

«Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды,

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю,

И эту бедную суму,

И степь от краю и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

О, если б мог всю жизнь смешать я,

Всю душу вместе с вами слить,

О, если б мог в мои объятья

Я вас, враги, друзья и братья,

И всю природу заключить!»

(А.К. Толстой)

Неописуемое впечатление! Эффект подобный разговору с умнейшим человеком о поиске духовности, нравственности, особом пути России. Часто ли мы задумываемся об этом? Михаил Нестеров в своих работах пытался выразить духовные искания, стремление души к развитию, самовыражению через взаимодействие с русской несравненной природой, отражающей мысли и чувства, определяющей бытие. Это такой же поиск истины, как и у Н. Ге, только истина Ге универсальна, это общий для всех, единственно верный путь. Истина Нестерова национальна - духовное назначение, смысл России и русского человека. Различны и средства воздействия художников: у Ге – страдание, столкновение непримиримых взглядов; у Нестерова - гармония природы и человека, их мистический непостижимый характер.

Collapse )

«Снежное шоу», Вячеслав Полунин, телекомпания Arte, 2010

«- Это театр, упорно растущий из снов и сказок;

-           Это театр надежды и мечты, полный тоски и одиночества, потерь и разочарований…»



(Вячеслав Полунин «Что такое мой театр, или театр, который я люблю»)

Поразительный по глубине смысла театр, не шоу и не клоунада, а рассказ о мироощущении личности, ее становлении в полетах и падениях, ее нелегком пути, полном борьбы с пошлостью и поверхностностью окружающих. Это поиск себя и стремление познать недостижимую, ускользающую истину через подражание кумирам, мечты, любовь, непонимание и одиночество. Это столкновение разных миров и, порой, нежелание понять чувства другого из-за собственного эгоизма. И только цельная личность, пройдя все испытания, способна пожертвовать собой, отдать все дорогое и значимое, что есть в ней, другим, вызвать бурю, переворачивающую сознание людей...

Этот спектакль помог мне осознать свою внутреннюю душевную наполненность и вызвал желание научиться выражать это, чтобы и другие люди смогли заглянуть в себя и ощутить в себе огромный мир. И не важно, какие средства для самопознания и отражения внутреннего мира используются, краски ли, слова, музыка, или все может объяснить один грустный взгляд клоуна-мима. Как важно, что есть люди, которые благодаря своему таланту умеют показать недостижимое.

«Фея карнавала», Московский театр оперетты, 24.02.2013 г.

Новый спектакль театра оперетты поставлен по проверенному рецепту и с использованием любимых ингредиентов, но в итоге получилось горько. В отдельности все очень хорошо: музыкальный материал, либретто, артисты, вокал (в основном благодаря молодой части труппы), костюмы; сохранена стилистика классической оперетты, нет пошлости и двусмысленных шуток и номеров, но при этом меня не оставляло ощущение, что «Фея карнавала» – закат звездной эпохи оперетты в театре. Задор и юмор сменились лиричной грустью и самоиронией. Впрочем, в реалиях Московского театра оперетты, раздираемого жанровыми противоречиями и неустойчивостью художественной политики, есть над чем погрустить и поразмышлять. Однако, на мой взгляд, создатели слишком увлеклись желанием показать со сцены внутритеатральную жизнь, получилось немного навязчиво и не понятно для непосвященного зрителя. Грустно стало еще и от того, что в спектакле были обнажены и показаны все проблемы и переживания артистов: то, что незаменимых нет, то, что о замене сообщают порой неожиданно и бестактно, трудности взаимоотношений артистов между собой, штампы и узкие рамки амплуа, ограниченность жанрового материала, неудовлетворенность собой и утраченные иллюзии. Конечно, в форме самоиронии, и можно даже посмеяться...

Collapse )

Спектакль снова показал, что театр меняется, и на смену прежней эпохе кентавров, богов и богинь приходит новая – современная, яркая и неизбежная. Первая навсегда останется со мной. Полюбится ли вторая - не знаю.

В целом я могу сказать, что хотела бы видеть в театре спектакли именно классической оперетты (без пошлостей и режиссерских изысков), именно с таким музыкальным материалом, но с опереточным куражом, и чтобы никто не грустил!

«Граф Орлов», Московский театр оперетты, 22.12.2012, послесловие…

«Папенька поставил на стол табакерку. Какая прекрасная табакерка! Пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу. Папенька тронул пружинку... И что же? Вдруг, невидимо где, заиграла музыка…»

(В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»)

 

Долго искала сравнение для этого мюзикла и, наконец, нашла:

на сцене - яркая музыкальная шкатулка, стоит только открыть крышку-занавес, и неведомо откуда заиграет музыка, а взору откроется прекрасный мир, в котором, подчиняясь механической пружинке, восходит луна над русским флотом в Ливорно, в заснеженной Москве справляют масленицу, а прекрасная принцесса томится в крепости ледяного городка в ожидании спасителя. Все в шкатулке радует глаз и восхищает: замечательные артисты, неповторимые костюмы, незатейливая музыка и свет, озаряющий все действо. И нет желания вдумываться, отчего музыка в ней играет, а ее обитатели движутся, хочется просто наслаждаться ее красотой!

«Граф Орлов», Московский театр оперетты, 22.12.2012

Граф Орлов – Андрей Белявский
Елизавета – Теона Дольникова

Екатерина II – Наталья Сидорцова
Князь Радзивилл – Александр Голубев
Доманский – Сергей Ли
Иван – Владислав Кирюхин
Князь Голицын – Александр Маркелов
Цыганка – Карине Асирян

На мой взгляд, очень хороший спектакль, не заслуживший многих негативных отзывов, обильно сыпавшихся на него с момента премьеры, с одной стороны, равно как и безудержных восторгов – с другой. Красивый костюмный мюзикл о любви, не о власти, не об истории, а именно о любви, поступках, диктуемых ей.

Мне понравилась складность и связанность сюжетной линии, чего не было в «Монте-Кристо», это уже не набор эстрадных номеров, сменяющих один другой, а целостный спектакль, в котором одна сцена дополняет другую, и в котором рассказ не прерывается, но понятен и логичен. Каждый герой важен и несет свою мысль, если кого-то убрать, то спектакль в целом потеряет смысл. Опять же, в «Монте-Кристо», как мне показалось, некоторые персонажи существовали сами по себе и почти не были связаны общей нитью повествования. При этом, на мой взгляд, глубокого драматического смысла «Граф Орлов» не несет, это просто красивая история любви.


Collapse )

«Сильва», Московский театр оперетты, 05.12.2012

Сильва - Е. ЗАЙЦЕВА

Эдвин - М. КАТЫРЕВ

Цецилия - Е. ИОНОВА

Стасси - В. НИКОЛАЕВА

Бони - П. БОРИСЕНКО

Ферри - Г. ВАСИЛЬЕВ

Мишка - В. МИШЛЕ

Леопольд - А. МАРКЕЛОВ

Ронс - В. БОГАЧЕНКО

Гетцке - В. ГОЛЫШЕВ

Нотариус - В. КИРЮХИН

Камеристка - А. АГЕЕВА

Пожарный - Т. САМИУЛЛИН

Должна сказать, что я с самого начала была эмоционально доброжелательно настроена на этот спектакль, во-первых, потому, что очень давно не была в Оперетте, и, можно сказать, открыла для себя сезон, а во-вторых, потому что актерский состав, на мой взгляд, был бесподобным. Мне в «Сильве» необходимы были именно эти исполнители и никто другой. Вообще, нигде больше я не получаю такого удовольствия уже от самого факта нахождения в любимых стенах, просмотра фотографий артистов в фойе, наблюдения за зрителями, встреч с друзьями, меня уже одно это наполняет удивительной радостью и настраивает на спектакль. Поэтому, стоит ли говорить, что я получила огромное удовольствие?

На мой взгляд, спектакль очень хороший и слаженный, я смотрела с интересом от начала и до конца и, главное, почувствовала настроение, присущее театру Оперетты моего детства (уверена, что это произошло благодаря игравшим в этот день артистам). Мне понравилось, что показана преемственность поколений, и я рада, что создателям удалось, сохранив первоначальное классическое либретто, тем не менее, сделать современный спектакль. Очень интересно расставлены акценты в сюжете, впрочем, возможно, что с режиссерской точки зрения это промах, поскольку эмоционально сильнее сопереживаешь и следишь за взаимоотношениями Ферри и Цецилии, чем Эдвина и Сильвы. Конфликт последних, на мой взгляд, выглядел блекло и не так чувственно. Может быть, это вопрос субъективного восприятия, а может – актерского мастерства, судить не берусь. Из музыкальных номеров безоговорочно прекрасны квартет «Помнишь ли ты?» и квартет «О-хей, о-хей…», на обоих я чуть не разрыдалась. В первом случае, потому что очень прочувствованно было сыграно и спето, во втором – потому что это мой любимый номер, и я, пользуясь своей богатой фантазией, представила на сцене тех, кто когда-то его пел и кого сейчас так недостает.

Из недостатков: очень мешали толпы серой массовки практически в каждой сцене, но особенно в лирических дуэтах. Мое глубокое убеждение, что больше двух исполнителей в дуэте – это уже толпа. По крайней мере, это отвлекает и рассеивает внимание. Впрочем, такая же проблема и в «Мистере Икс». Мне не понравились номера балета (при том, что танцовщики прекрасны, и в МТО, очевидно, самая сильная балетная труппа). Однако, некоторые танцевальные па смотрелись некрасиво и неестественно, а фрачный танец в пачках, на мой взгляд, неуместен вовсе (мне показалось даже, что по залу в этом месте весьма ощутимо разлилось недоумение), впрочем, это уже фирменный режиссерский почерк, и я бы удивилась, если бы этого не было.

Collapse )

Воспоминания об Оперетте: «Остановись мгновенье – ты прекрасно», окончание…

(начало)

«Учитесь, это очень важно в жизни!»

(из разговора с Герардом Васильевым)


Collapse )

Воспоминания об оперетте:

С чего все начиналось…

«Прощай, Эдвин?», «Принцесса цирка»

«Остановись мгновенье, ты прекрасно…», часть 1

Волшебный мир театра…

«Остановись мгновенье, ты прекрасно…», часть 2

«Остановись мгновенье, ты прекрасно…», часть 3, заключительная